Александр Ротков родился в шахтерском городке Назарово в Красноярском крае. Отец работал водителем, так что семье приходилось много колесить по стране. Закрепились в Армавире – здесь Александр пошел в 3-й класс, здесь начался его спортивный путь. Правда, не в баскетболе, а легкой атлетике.
Юный Ротков пошел в секцию за компанию, но первый тренер – Николай Николаевич Григорьев – смог разжечь интерес так, что тренировки вскоре перестали быть просто развлечением. Уже через год была завоевана победа в первенстве Краснодарского края, а еще через два – в юниорском первенстве СССР по прыжкам в длину. Тогда же, в 1986-м году, Александра отобрали в состав сборной Советского Союза на матчевый турнир против команды ГДР, но поучаствовать в нем так и не удалось. Никто в то время не мог представить, что атлет из маленького городка станет победителем Всесоюзных соревнований – и у Роткова попросту не был готов загранпаспорт.
Эта ситуация подстегнула работать еще интенсивнее. Ротков успевал совмещать две тренировки в день с учебой в техникуме. Факультет был необычный, специальность «техника и электромеханика по эксплуатации промышленных роботов» в то время была только в Армавире.
1986-й год оказался для спортсмена переломным. Во время летнего первенства СССР проходил отбор на Чемпионат мира среди юниоров в Канаде. Александр, наученный горьким опытом, подготовил все документы – на этих стартах он был фаворитом. Нужно было просто прыгнуть на свой результат, сделать одну попытку из трех – и путевка в сборную обеспечена. Но у судьбы были свои планы. Три заступа – под недоумевающие взгляды атлетов и тренеров. О мечте покорить мировой пьедестал и привезти на родину медали пришлось забыть.
Но тогда же Роткова заметил Вадим Борисович Зеличёнок, сильнейший специалист и главный тренер юниорской национальной сборной по легкой атлетике. Именно он посоветовал Григорьеву перевести прыгуна в спринт – и не прогадал. Около года Александр адаптировался к новому виду состязаний. Было сложно перестроить себя не только физически, но и психологически: в прыжках в длину всегда было несколько попыток, а в беге на 100 метров – всего одна. Дистанция на 10 секунд – а в ней вся жизнь спортсмена. Плоды кропотливого труда не заставили себя долго ждать: Ротков вновь попал в сборную СССР и поехал на матчевую встречу в Польшу, где выиграл забеги на 100 и 200 метров.
1989 год. Школа высшего мастерства осталась без финансирования, и многим атлетам пришлось закончить со спортивной карьерой. Ротков не стал исключением. Впереди его ждала спортивная рота в армии, затем собственный бизнес. Но мечта стать тренером не покидала.
Шли годы, появилась семья, подрастал сын Филипп. Будучи уже в Краснодаре, Александр привел Роткова-младшего на тренировки к Владимиру Прокофьевичу Герасименко, своему бывшему наставнику. Филипп с детства страдал астмой, и врачи из Института аллергии и астмы посоветовали заниматься спортом на свежем воздухе. Выбор пал на легкую атлетику, и физические нагрузки действительно помогли избавиться от болезни.
Александр часто посещал занятия сына, порой помогал тренеру по старой дружбе. Так в 2003 году и началась тренерская карьера Роткова – правда, с минорной ноты. В очередной раз отец привез сына на тренировку и стал ждать Владимира Прокофьевича, но был оглушен печальной вестью – тренера не стало по пути в спортшколу… Пришлось подхватить дело своего наставника. Ротков оставил бизнес и стал работать на стадионе «Динамо». Там же он познакомился со знаменитым тренером Николаем Николаевичем Нароженко и попросился к нему на занятия – подсмотреть, как специалист, у которого тогда учился весь мир, работает с подопечными.
Надо признать, зарплата тренера была катастрофически меньше того дохода, что Александр получал, будучи предпринимателем. Пришлось таксовать, где-то подрабатывать и еще успевать заниматься образованием – молодой тренер поступил на заочное отделение краснодарского Института физкультуры. Порой приходилось спать по 3 часа в сутки, но Александр Васильевич верил, что этот путь, где-то полный ошибок и болей, необходим для роста.
Роткова мотивировали его же ученики – обучая их, он учился многому сам. Однажды на стадионе он увидел спортсменку, которая собиралась бросать карьеру – это была Анна Гурова. Александр Васильевич предложил ей работать вместе. Позже воспитанница Роткова стала чемпионкой России и вышла в финал Чемпионата Европы. Также в числе подопечных был и Филипп. Тренировать сына было непросто, а самому атлету было в 10 раз тяжелей, но это не помешало ему получить звание мастера спорта и вызов в национальную сборную.
Далее случился переход на стадион «Труд». Там Александр пропадал целыми днями: сначала тренировал детвору, затем сторожил тренажерный зал – нужно было зарабатывать. Времени зря не терял: читал книги, развивался, общался с тренерами о методиках тренировочного процесса. В 2008 году Роткова заметил Александр Васильевич Коваленко и пригласил его в баскетбольный клуб «Кубань-Турист» тренером по общей физической подготовке. И здесь – новый вызов: снова изучать аспекты игрового вида спорта, завоевывать авторитет у спортсменов, которые младше всего на пару лет, засиживаться в библиотеке… В какой-то момент в команду «спустили» несколько игроков из «Локомотива», тогда еще ростовского. Среди них были Алексей Вздыхалкин и Драмир Зибиров. А уже в межсезонье посчастливилось тренировать участника Олимпиады-2000 Валентина Кубракова – опыт работы с высшим мастерством для молодого специалиста был очень значимым. На физическую подготовку Валентина обратили внимание. Когда «Локомотив» переехал в Краснодар, Кубраков посоветовал руководству клуба присмотреться к Александру Васильевичу.
На тот момент у Роткова была своя команда легкоатлетов, также он работал с Александром Дягтеревым – игроком ФК «Алания». Одновременно с предложением о работе от главного тренера молодежных команд «Локо» Александра Чернова поступил «оффер» из футбольного клуба. Ротков мог выбрать футбол, где предлагали большие суммы, но это бы означало уход от легкой атлетики. Предавать своих воспитанников, прошедших вместе с тренером большой путь, он не стал, и выбрал работу в баскетбольном клубе – здесь совмещать работу оказалось возможным.
Настало время побед: с Черновым выиграли первенство среди молодежи, сын взял золотые медали в Первенстве России, появилось признание среди тренерского коллектива. Далее Александр Васильевич «приложил руку» к олимпийскому золоту гандболистки Анны Сень, оттачивавшей у Роткова свою физическую форму на протяжении нескольких лет.
Наши дни. Среди его учеников – Андрей Мартюк, форвард «Локомотив-Кубань», Максим Колюшкин, выступающий за «Темп-СУМЗ-УГМК», Мария Гарбуз, завоевавшая медали юниорского Чемпионата мира по гандболу, и многие другие. С 13 лет под руководством Александра Васильевича улучшает свои показатели и Александр Щербенев, защитник «Локо». И каждый год кто-то из подопечных радует тренера очередной наградой. В 2019-м году вместе с Евгением Сафоновым выиграли Первенство ДЮБЛ, двумя годами позже молодежка «Локо», возглавляемая Захаром Пашутиным, стала серебряным призером чемпионата.
Сейчас, в век технологий, Ротков не исключает ведение спортсменов в режиме «онлайн». Среди таких – теннисистка Дарья Астахова, которая во многом благодаря труду Александра Васильевича добралась до Australian Open, одного из четырёх турниров Большого шлема. Кроме того, в послужной список тренера входит и работа с регбистами – Ротков является главным тренером по ОФП краснодарской команды «Богатыри».
В системе «Локо» за физическую подготовку молодежных команд уже отвечает Филипп Ротков. Александр Васильевич признается, что был против того, чтобы сын шел по его стопам. Уж больно тяжела эта работа. Но наблюдая за его успехами, отец понимает, что вырастил достойного преемника. Сам же Александр Васильевич сосредоточился на подготовке младшего резерва «железнодорожников». Работа с баскетбольным клубом, по словам Роткова, помогла ему самому вырасти и раскрыться как тренеру. Быть причастным к становлению талантливого игрока – это ли не мечта, ставшая реальностью?